В конце этой весны в русском рэпе произошло четыре, на первый взгляд, никак не взаимосвязанных события. По крайней мере, появление новой тенденции в развитии нашей культуры, думаю, заметили немногие. Новые альбомы выпустили группа Каста и сольные исполнители Сэт, Noize MC и Крэк (который не писал «Нежность»). Рассмотрим каждый релиз поподробнее – но не с точки зрения культуры, а именно в контексте индустрии.
Начнем, думаю, в хронологическом порядке. В апреле в интернет был выложен альбом Сэта «Арена II» (к слову, по официальной статистике, его скачали уже 50 тысяч человек), чуть позже в продажу поступили компакт-диски, причем сразу же в дорогом издании (дигипак, многостраничный буклет со всеми текстами). Выпускающим лейблом значился собственный лейбл Сэта «Практика Рекордз». Впоследствии оказалось, что это не просто вывеска для печати дисков, но действительно серьезный проект, который, в частности, развивает собственную дистрибуцию, продавая не только альбом Сэта, но и другие релизы (например, сборник Def Joint «Опасный Джойнт»). И никакой связи с мейджор-дистрибуторами.
В мае вышел новый альбом Касты. И это первый релиз группы, исполнительным продюсером которого стал не Аркадий Слуцковский. Генеральный продюсер лейбла Respect Production был не удовлетворен альбомом «Быль в глаза» и, судя по всему, не хотел выпускать его в том виде, в котором его видела группа. В итоге стороны пошли на уникальный для России и очень редкий для Запада ход: группа Каста выкупает у Слуцковского лейбл Respect Production. Вместе со всеми правами. Альбом выходит с логотипом RP (на дистрибуции CD Land) и, кстати, вопреки прогнозам экс-продюсера Касты, продается хорошими темпами. А Влади, к слову, отныне может смело именоваться C.E.O. Respect Production.
Примерно одновременно с Кастой выходит другой, менее нашумевший альбом. Бывший участник группы «Район Моей Мечты» Крэк выпускает диск «Rock’n’Roll», причем он не только не отдает его каким бы то ни было лейблам, но и не работает с крупными дистрибуторами, распространяя напечатанные диски по собственным каналам.
Наконец, в конце мая Noize MC объявляет о расторжении контракта с Universal Records. На соответствующей пресс-конференции представитель менеджмента Нойза Григорий Зорин («Универсам Культуры») сказал: «Хороший артист должен быть независимым от крупных лейблов, и Ваня за очень короткое время прошел путь от самого молодого нового артиста до артиста, который может напрямую работать с дистрибуцией, минуя все лейблы». Альбом выходит на «Мистерии Звука».
Эти четыре случая, конечно же, очень разные: сильно отличаются и масштабы событий, и уровни артистов, и причины, и возможные последствия. Однако тенденция уменьшения роли лейблов и стремления русских рэпперов обрести независимость прослеживается достаточно четко.
Сразу же появляется много интересных вопросов. Сможет ли Сэт с третьей попытки (вспоминаем Karavan и Revol Ent. – и тут же забываем) создать успешный собственный лейбл? Получится ли у «Практики Рекордз» заниматься дистрибуцией русского рэпа, не связываясь с мейджорами? Что будет дальше с лейблом Respect Production и теми исполнителями, которых вроде бы по традиции принято причислять к нему (см. Крестная Семья, Бонч Бру Бонч)? Где выйдет третий альбом Смоки Мо? Будет ли Аркадий Слуцковский продолжать заниматься продюсерской деятельностью или сконцентрируется только на интернете? Не пожалеет ли Noize MC о потери покровительства со стороны Universal? Не пожалеет ли Universal, что проворонил такого артиста, как Noize MC?
Андрей Михеев (KEEPITREAL.RU)